Рособрнадзор в рамках своих полномочий устанавливает порядок разработки
контрольных измерительных материалов (КИМ) для ГИА 9. Одним из основных
направлений деятельности подведомственного Рособрнадзору ФГБНУ
"Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ) является
разработка технологий и методик педагогических измерений оценки качества
образования, в том числе экзаменационной модели и заданий для ГИА 9.
Состав предметной комиссии, разрабатывающей КИМ для ГИА 9 по русскому языку,
формируется из членов Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ,
утвержденной приказом Рособрнадзора. Разработчиками заданий являются
высококвалифицированные специалисты предметной области: из 19 членов ФКР –
11 специалистов имеют ученую степень (4 доктора наук и 7 кандидатов
наук); 9 специалистов являются педагогами вузов, 4 –общеобразовательных
организаций, 6 – работниками НИИ, методистами.
Специалисты ФИПИ проанализировали замечания по поводу заданий по русскому языку
для проведения ГИА 9, высказанные в своем блоге учителем-словесником одной из
гимназий г. Санкт-Петербурга и положенные в основу журналистского запроса
одного из информационных агентств.
По сути поставленных вопросов сообщаем следующее.
Апробирование новой формы экзамена в IX классе проходит с 2003 года.
Региональными органами управления образованием, учителями, родителями были
высказаны замечания, направленные на совершенствование экзамена. Таким образом,
демонстрационный вариант ГИА 9 2014 года – результат многолетней работы всего
педагогического сообщества, всех субъектов РФ. Апробирование показало,
что экзаменационная работа соответствует возрастным особенностям
экзаменуемых, не выходит за пределы требований, которые предъявляются к выпускнику
основной школы, не влечёт перестройки учебного процесса при подготовке к
экзамену, строится на традициях отечественной школы, ориентирует на формы
работы, которые используют в своей практике лучшие учителя.
Содержание экзаменационной работы для ГИА 9 определяется Федеральным
компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного)
общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). На
экзамене проверяется три из четырёх видов речевой деятельности: чтение, письмо,
слушание. КИМ позволяют оценить лингвистическую компетенцию учащихся (знания о
языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым
материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические
учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой
компетенции свидетельствуют умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением
языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических,
пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне
владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей. Эти части связаны между собой
общетематической направленностью.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту. Изложение
проверяет навыки учащегося воспринимать содержание прослушанного текста,
проводить информационную обработку текста и излагать связно и последовательно
то, что было услышано.
Вторая часть (она состоит из заданий с кратким ответом и с выбором
ответа) и третья части работы выполняются на основе прочитанного текста,
который, как уже упоминалось, тематически связан с прослушанным, но
представляет общую тему несколько иначе, на живом, жизненном материале.
Третья часть работы представляет собой сочинение по прочитанному тексту, в
котором необходимо раскрыть смысл приведённого высказывания, используя примеры
из текста. К отбору цитат существует ряд требований, которые строго должны
выполнять авторы-составители. Данное задание требует толкования простой
цитаты с опорой на прочитанный текст, позволяет проверить, насколько осознанно
ученик изучал предмет. Этот вид работы знаком и учителям, и ученикам.
Сочинение проверяет глубину и точность понимания содержания прочитанного
текста, опознавание изученных средств выразительности и умение соотносить эти
средства выразительности с теоретическими знаниями о языке (умение применять
лингвистические знания в работе с языковым материалом). Сочинение в формате ГИА
9 преемственно по отношению к сочинению в формате ЕГЭ. Во-первых, анализируя
изобразительно-выразительные средства, школьники учатся анализировать и
комментировать исходный текст (именно комментарий проблемы исходного текста
является одной из главных составляющих в сочинении на ЕГЭ). Во-вторых, сочинение
в формате ГИА проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение,
при этом особое внимание уделяется умению аргументировать (именно оно
необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах
деятельности).
Незначительная адаптация текстов, отбираемых для ГИА 9, позволяет снять
"непрозрачные" для восприятия девятиклассников подтексты, выровнять
композицию текстов с целью лучшей концентрации внимания выпускников на
смысловой сути текста.
По итогам проведения экзаменов предыдущих лет ФИПИ проводит тщательный анализ
замечаний и принимает решение о направлениях совершенствования экзаменационной
модели.
Созданные разработчиками проекты документов 2014 года, регламентирующих
создание заданий, после прохождения содержательно и тестологической экспертизы
были опубликованы в августе 2013 года для широкого профессионального и
общественного обсуждения на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru. Проекты документов,
регламентирующих создание заданий, обсуждались на интернет-конференциях, вебинарах,
научно-практических семинарах, в Научно-методических советах ФИПИ. Каждый
желающий имел возможность принять участие в экспертном обсуждении и прислать
свои замечания на электронный адрес ФИПИ до конца октября 2013 года, после чего
документы в установленном порядке были утверждены и легли в основу для
последующей разработки заданий для ГИА 9.
Поступившие отзывы и экспертные заключения тщательно анализировались с целью
доработки экзаменационной модели.
В 2013 году ФИПИ при поддержке руководителя Рособрнадзора открыл новую
возможность подготовки к экзаменам. С октября 2013 года на сайте ФИПИ
предоставлен доступ к новому ресурсу – Открытому банку заданий по всем
предметам. К настоящему моменту открытый банк насчитывает порядка 40 тыс.
заданий ГИА-9 разного уровня сложности и включает задания, которые будут
использованы на экзамене в 2014 году Эти задания проходят соответствующие
экспертные процедуры (внутренняя экспертиза и корректировка заданий, внешняя
содержательная, тестологическая экспертиза, корректорская правка).
Предлагается пользоваться открытым банком заданий ФИПИ как надежным и
качественным ресурсом для подготовки к государственной итоговой аттестации.
В отношении пособия для подготовки к экзаменам, составленного С.И. Львовой и
Т.И. Замураевой следует отметить, что его авторы не входят в число
разработчиков экзаменационных заданий для ГИА 9. Судить о реальных
экзаменационных материалах по данному сборнику некорректно. У авторов есть
право на подбор текстов и компоновку материала, если это соответствует
регламентирующим документам текущего года.
В настоящий момент списка официальных пособий для подготовки к ГИА 9, за
содержание которых могут нести ответственность специалисты и эксперты ФИПИ, не
существует.
Вызывает беспокойство то, что в последние годы рынок существенно пополнился
изданиями с указанием в том или ином виде на причастность ФИПИ к разработке
изданий, при том, что их авторы не являются сотрудниками ФИПИ (или являлись ими
уже несколько лет назад), а данные издания не проходили внутреннюю экспертную
оценку специалистов ФИПИ. Материалы, содержащиеся в таких пособиях, как
правило, утратили свою актуальность, во многих изданиях имеет место большое
количество ошибок (редакционных, корректорских и даже предметных).
Каждый учитель-предметник может выбрать то издание для работы, которому за
последние годы он привык доверять в наибольшей степени, убедившись в его
качестве. Однако мы призываем пользоваться открытым банком заданий ФИПИ
как надежным и качественным ресурсом для подготовки к ЕГЭ и ГИА 9.
По материалам http://obrnadzor.livejournal.com/90765.html
|